19
Июл
08

Флагман греческого флота

Иголки нужнее человечеству, чем старые боевые корабли. Заслуги в расчет, как правило, не принимаются. Исключения редки. Сколько осталось кораблей времен Первой мировой и других войн начала ХХ века? Очень мало. Всего один ветеран Ютланда, перестроенный в учебную базу. Шведы не сохранили Gustav V, построенный по всенародной подписке. Британцы пустили на слом переживший две войны Warspite, как и все остальные линкоры. Турки поступили точно так же (правда, значительно позже) с Goeben / Jawuz. Французские, итальянские, австро-венгерские корабли Великой войны можно увидеть только на картинках да в старой кинохронике. Да, американцы уберегли Texas и Olympia. Русские — «Аврору». Японцы восстановили ветерана Цусимы — броненосец «Микаса», но это — как и сегодняшняя «Аврора» — скорее полноразмерный макет, чем корабль.
А греки сохранили свой флагман, переживший пять войн и два мятежа.

Броненосный крейсер «Георгиос Авероф»* был заложен в Ливорно на верфи Orlando в 1909 году и предназначался для итальянского флота. Это был третий корабль типа Pisa. Правительство Италии, испытывая очередные бюджетные трудности, отказалось от его покупки. Искать нового покупателя долго не пришлось — греки, которые решили срочно обновить флот, как раз выбирали крупный броненосный корабль. Верфь запросила миллион фунтов стерлингов. Треть суммы надо было внести авансом. Таких денег в афинской казне не оказалось, и правительству помогли наследники известного предпринимателя и филантропа Аверофа, финансировавшего еще проведение первых Олимпийских игр нового времени (1896). Крейсер получил имя главы щедрого семейства — случай, по-моему, уникальный в ХХ веке.


Новый корабль был очень похож на итальянские Pisa и Amalfi, но имел другие орудия главного калибра — 234 мм, а не 254 мм, — и усиленное бронирование.


И судьба его сложилась более счастливо, чем у систершипов — Amalfi (на снимке) в июле 1915 года потопила германская подлодка UB-14, которая служила в австро-венгерском флоте под обозначением U-26, а Pisa, пережив Великую войну, была  переклассифицирована в броненосец береговой обороны, затем в учебный корабль и продана на слом в 1937-м.


Но прежде чем говорить о судьбе, приведу технические характеристики:
Водоизмещение — 9956 т
Длина — 140 м
Ширина — 21 м
Осадка — 7,18 м
Двигательная установка — паровая, 22 котла типа Belleville, 19.000 л. с.
Максимальная скорость — 23,5 уз
Дальность хода — 2480 миль при 17 уз
Вооружение:
4 х 234 мм
8 — 190 мм
16 — 76 мм
4 х 47 мм
3 ТА х 430 мм
Бронирование:
Пояс — 80-200 мм
Палуба — до 40 мм
Башни — 200 мм (ГК), 175 мм (190)
Барбеты и рубка — до 180 мм
Экипаж — 670


Служба крейсера (как легко заметить, устаревшего еще до закладки киля) началась не лучшим образом. Из Италии он отправился не в Грецию, а в Великобританию, на парад в честь коронации Георга V. Командовал кораблем Иоаннис Дамианос, не имевший ни опыта, ни характера для такой должности. Вдобавок 19 июня 1911 года при подходе к Спитхеду «Авероф» наскочил на мель и был отправлен в док на ремонт. И тут крейсер едва не повторил судьбу броненосца «Потемкин» — при обстоятельствах совершенно анекдотических. Британцы постарались принять греческих моряков как можно лучше и прислали на борт самые изысканные кушанья. Матросы на эти кушанья посмотрели — и подняли мятеж. «Попили нашей кровушки, будя! — наверное, кричали они на своем красивом языке. — Да как эти гады смеют нас кормить заплесневелым сыром?!» Виновником волнений стал английский деликатесный сыр стилтон, родственник рокфора.
Дамианос проявил нерешительность в подавлении мятежа, о чем было доложено в Афины. Из Греции прибыл новый командир — опытный и авторитетный капитан 1-го ранга Павлос Кунтуриотис. Он навел порядок и повел «Авероф» в Грецию. 1 сентября  крейсер пришвартовался в бухте Фалирон — там же, где он стоит сегодня. До первого боя ему оставалось чуть меньше года.
В конце 1912-го началась Первая балканская война. Кунтуриотиса повысили в звании до контр-адмирала и назначили командующим флотом. «Авероф» стал флагманским кораблем. Под началом Кунтуриотиса и нового командира Софоклиса Доусманиса броненосный крейсер дважды — 3 декабря 1912 года при Элли и 5 января 1913-го при Лемносе — нанес поражение Оттоманскому флоту и практически в одиночку блокировал выход из Дарданелльского пролива.
Во время Второй балканской войны, когда греки и турки неожиданно стали союзниками, задачи «Аверофа» ограничивались патрулированием.
В Великую войну Греция не вступала до 1917 года. В ноябре 1916-го французы захватили «Авероф», опасаясь, что он попадет в руки Центральных держав. Крейсер был возвращен грекам через семь месяцев, сразу же после их выступления на стороне Антанты. Никакими победами его участие в войне — уже третьей по счету — отмечено не было. Зато это был первый греческий корабль, ставший на якорь в Константинополе, где его восторженно встретили местные греки.
В 1919-м году началась греко-турецкая война. «Авероф» обстреливал черноморское побережье Турции. Затем, после разгрома греческих войск в Малой Азии, вывозил на острова Эгейского моря войска и беженцев. После окончания боевых действий остался флагманским кораблем и в 1925-1927 прошел модернизацию во Франции. Его второй командир, наварх (адмирал) Кунтуриотис, в 1924 году стал президентом Греческой Республики.


Республика оказалась недолговечной и крайне нестабильной — за 11 лет ее существования сменилось 13 правительств и было совершено несколько попыток государственного переворота. В последней — так называемом «движении Пластираса», которое также называют «венизелистским мятежом» и «антимонархическим восстанием» — принял деятельное участие и «Авероф».
Тут требуется объяснение. В марте 1935 года Греция все еще была республикой. Генерал Пластирас по прозвищу «Черный перец» и «Черный всадник» пребывал в изгнании, во Франции. Откуда же антимонархическое восстание и движение Пластираса? Дело в том, что республикански настроенные военные заподозрили военного министра Кондилиса в намерении реставрировать монархию. Эти подозрения (как выяснилось вскоре, отнюдь не беспочвенные) всячески подогревал из-за границы генерал Пластирас, а в самой Греции — ушедший на покой экс-премьер Венизелос.
Генералы и адмиралы решили спасти республику и сместить Кондилиса.
Заговорщики выступили 1 марта 1935 года — на следующий день после сильнейшего землетрясения на Крите, когда правительство занималось чем угодно, только не проверкой донесений о готовящемся мятеже. В Афинах были захвачены гвардейские казармы и унтер-офицерская школа, в Пирее офицеры «Аверофа» захватили арсенал. К восстанию присоединились моряки с легкого крейсера «Элли», двух эсминцев и одного миноносца. Командование восставшей эскадрой принял вице-адмирал Деместикас.
Следующий день начался с обстрела мятежных кораблей из полевых орудий. «Авероф» и «Элли» открыли ответный огонь, повредили портовые сооружения, вывели из строя семь эсминцев и вырвались в открытое море. После провала переговоров с моряками правительство объявило «Авероф» пиратским кораблем. Отряд морской авиации был отправлен на бомбардировку крейсера. Зенитчики «Аверофа» сбили два гидросамолета. Тем временем к повстанцам присоединились две подводные лодки. Эскадра Деместикоса взяла курс на Крит.
3 марта повстанцы захватили власть на Крите и разоружили верные правительству войска. «Авероф» вновь подвергся бомбардировке (в него попала одна бомба).
5 марта на Крит отправилась эскадра под командованием морского министра Хаджикириакоса в сопровождении 22 бомбардировщиков. Тем временем десанты с «Аверофа» без боя захватили острова Хиос, Самос и Лесбос. Пока в материковой Греции шли сухопутные бои правительственных войск с восставшим 4-м армейским корпусом, морская авиация бомбила кипрские гавани. «Авероф» вновь сбил два гидросамолета.
Переломным моментом стал разгром повстанцев на реке Струма 11 марта. Крейсер «Элли» сдался правительственным силам, матросы на Крите, оставленные офицерами, перешли на сторону правительства, «Авероф» отправился на итальянские Додеканесские острова с руководителями восстания на борту.
13 марта мятежный крейсер, передав главных мятежников итальянцам, вернулся в Пирей и сдался властям. А через семь месяцев военный министр Кондилис захватил власть, провозгласил себя регентом и восстановил монархию — чего от него, собственно, и ожидали.


Пятая война на счету крейсера — Вторая мировая. В апреле 1941 года, когда немцы прорвали фронт, экипаж отказался выполнить приказ командования о затоплении корабля. «Авероф» ушел на Крит, а оттуда — в Александрию. В августе того же года британцы перевели его в Бомбей, и до конца 1942-го крейсер нес конвойную службу на Индийском океане. Затем он вернулся в Египет и до октября 1944-го стоял в Порт-Саиде. После освобождения Афин он доставил на родину правительство. Командовал им Теодорос Кундуриотис, сын адмирала.


«Авероф» — один из немногих греческих кораблей, увековеченных на почтовой миниатюре. Человек, чьему богатству крейсер обязан и именем, и появлением на свет, тоже удостоился марки.


До 1952 года крейсер использовали как штабной корабль, затем вывели в резерв и отбуксировали на стоянку в Поросскую букву, в 32 милях от Пирея. В 1984 году командование ВМФ Греции приняло решение превратить исторический корабль в музей.


С 1985 года он снова стоит в Фалиронской бухте, рядом с яхт-клубом. Прошел серьезную реставрацию, проводившуюся как на государственные средства, так и на частные пожертвования.


Рядом с причалом — памятник его знаменитому командиру, адмиралу и президенту (автор этой фотографии, как и трех последующих, — Александр Петрунев).




——————————————
* Уважаемые лингвисты, филологи и эллинисты! Пожалуйста, не рассказывайте мне о том, что имя Γυμνασίου произносится как «Йоргос». Читал, слышал. Или о том, что у греческих имен в русской транскрипции надо отсекать окончания (в таком случае Йоргос превратится в Йорга, не правда ли?).  Это всего лишь пост, а не диссертация и даже не статья для печатного издания. Собрался бы печатать — проконсультировался бы с тремя-четырьмя знающими людьми. А пока пишу так, чтобы себе глаза не ломать.
Для тех, кого интересует, не русский ли этот Авероф — вот ссылка. Этот вопрос уже обсуждался. С Россией торговал, сам влашского происхождения, в чем стопроцентной уверенности нет. Спасибо!


0 Ответы to “Флагман греческого флота”



  1. Добавить комментарий

Оставьте комментарий


Июль 2008
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031